Имам Бакир (да будет мир с ним!) говорил: "Не считайте незначительными ваши прошения, ибо самым любимым из правоверных для Всевышнего является тот, кто наиболее взывает к Нему с просьбами." Одним из верных сподвижников Пророка Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) был Джабер ибн Абдулла Ансари. Он имел долгую жизнь, благодаря чему смог увидеть Имама Мухаммада Бакира (мир ему!). При встрече с имамом все существо Джабера было охвачено неописуемым волнением. Хотя тело его обессилило, в глазах искрилась радость. Увидев имама, он произнес: "Благодарю Всевышнего, что предоставил мне возможность встретиться с Вами и передать Вам привет Посланника Аллаха. Однажды Пророк сказал мне: "О, Джабер, ты доживешь до того времени, когда исламской уммой будет руководить один из рода моего – потомок Хусейна. Его будут звать Мухаммад. Он – просветитель религиозных знаний, который получит прозвище Бакир. Когда встретишься с ним, передай ему привет от меня.""
Мир и благословение Мухаммаду и его непорочному семейству, мир тем, которые, подобно сияющему факелу, рассеяли темноту и невежество и препроводили человека к вере и любви.
Как сказал Пророк, его светлость стал известен под именем Бакир – то есть расшепляющий, раскрывающий знания. Благодатная и плодотворная сущность его светлости представляла собой неиссякаемый источник мудрости и знаний. Период имамата Имама Бакира (мир ему!) был сопряжен с раздорами, имевшими место между омеядами и аббасидами. В это время была создана атмосфера, при которой Имам смог заняться обнародованием и распространением подлинных исламских знаний и культуры. Имамом Бакиром в качестве наследия оставлены многие повествования и хадисы в области исламских знаний, толкования Корана, религиозных принципов и истории. Имам Бакир (мир ему!) был основоположником великого движения в сфере культуры и мысли в исламском мире. Положив начало широкомасштабному научному движению, имам создал благоприятную почву для учреждения великого исламского университета, деятельность которого достигла зенита в период имамата его сына Имама Садыка (мир ему!). Научное величие и расцвет религиозных знаний имама приобрели мировую известность так, что к нему обращались очень многие со всех исламских земель. Великие деятели науки того времени также прибегали к помощи его светлости.
Один из видных мусульманских ученых Шейх Туси утверждал, что количество учеников Имама Бакира составляло 464 человека, двое из которых являлись женщинами. Мухаммад ибн Талхе Шафеи говорит об имаме Бакире: "Он являлся просветителем знаний и всех наук. Его сердце – непорочно, а деяния – чисты и бескорыстны. Он обладает благородной душой и высоким нравом. В его образе прослеживаются знаки, говорящие о близости со Всевышним." Имам Бакир (мир ему!) жил среди людей и для них. В период своей жизни, особенно в 18-летний период своего имамата, он никогда не поступал высокомерно. Он общался с низшими и слабыми слоями общества. Порой он выбирал для себя в собеседники самых заурядных людей и изливал им свою душу.
Он устранял их трудности и поправлял неверные и искаженные убеждения. Величие и неприступный вид имама никогда не отпугивали людей от высказывания своих мыслей и не создавали пропасти между ними и имамом. Имам искренне любил людей и на деле проявлял эту любовь к ним. Ни один нуждающийся, обратившийся к его светлости за помощью, не вернулся отчаявшимся и разочарованным. Имам всегда советовал своим близким звать нуждающихся и неимущих самыми лучшими именами.
Один из близких Имама Бакира (мир ему!) говорит: «Однажды я отправился вместе с его светлостью в паломничество. Как только имам вошел в Запретную Мечеть и Каабу, он громко заплакал. Я сказал имаму, чтобы он не волновался так. Его светлость произнес: "Я надеюсь, в этом месте Всевышний проявит ко мне свою милость, и я обрету спасение и счастье". После этих слов Имам Бакир (мир ему!) приступил к тавафу - обходу вокруг Каабы. После тавафа его светлость пришел к месту стояния Ибрахима и совершил там намаз. Когда он поднял голову после земного поклона, его молитвенный коврик был мокрым от слез.
Политической стратегией Имама Бакира (мир ему!) было противостояние корыстолюбивым и злонамеренным правителям и выражение протеста против несправедливости и произвола. Его светлость, порицая чинивших разврат, говорил: "Притеснители и их приверженцы далеки от Божественной религии".
Имам Бакир (мир ему) подчеркивал влияние, оказываемое халифами на судьбу народа и даже считал благосостояние религии людей зависимым от политики халифов. Имам говорит в этой связи: "Честь, достоинство и благосостояние религии правоверных сохраняются тогда, когда общественное имущество вверяется в руки человека, соблюдающего права других и расходующего это имущество ради достойных дел. Искажение религии и разврат приверженца религии происходят тогда, когда имущественные и экономические дела общины попадают в руки того, кто действует вопреки справедливости и правам людей."
Поскольку Имам Бакир (мир ему!), подобно своим предкам из рода Пророка, вел борьбу с притеснителями, усердствуя в деле исправления общественных дел, он периодически становился объектом злостных и коварных нападок халифов из рода омеядов. Когда ко власти пришел Хешам ибн Абдуль-Малик, Имам Бакир (мир ему!) подвергся жесткому контролю и преследованию со стороны халифа. Так что Хешам приказал убить сподвижников и учеников имама.
Имам Бакир, подобно немеркнущему светилу, сеял свет в умах людей, открывая им глаза на неправильные процессы, представлявшие собой отклонения от Истины. Естественно, что вслед за растущим пониманием и осознанностью народных масс в наибольшей степени стали обличаться скрытые грани антирелигиозной и порочной политики омеядов. Поэтому когда Хешам осознал свое бессилие перед просветительскими и обладавшими двигательной силой мыслями Имама Бакира (мир ему!), он прибегнул к хитрости и коварству, в результате которых он отравил его светлость и предал его мученической смерти. Имам говорил: 1. "Лучшим капиталом является вера в Господа и отказ от алчности и желания обладать тем, что есть у других"
2. "Лучшими из достоинств являются богослужение и познание религии, терпение во время трудностей и придание порядка жизненным делам"
3. "Избегай лености и уныния, ибо они являются ключами ко всякому дурному поступку. Ленивый упускает возможность для совершения дел, которые могут быть полезны как для него, так и для общества, а унывающий не проявляет терпения на пути истины".
|