Имам Саджад и правители
Четвёртый Имам был современником таких жестоких халифов, как: Язид, Абдулла ибн Зубейр, Марван ибн Хакам, Абд аль-Малик ибн Марван и Валид ибн Абд аль-Малик. Для знакомства с нелёгкой обстановкой того времени, предлагаем рассмотреть отдельные эпизоды, указывающие на деспотизм и преступления этих правителей: «После трагической гибели Имама Хусейна, в 62 г. л. хиджры группа людей Медины решила поехать в Сирию. Прибыв туда, они обнаружили, как Язид, будучи главой мусульманской общины, пьёт вино и держит собак. Более того, они убедились в том, что халиф ведёт разгульную жизнь, и нисколько не боясь Всевышнего, совершает многие другие грехи. По возвращении, эти люди рассказали обо всём увиденном жителям своего города. На этот раз, народ и без того потрясённый жестокостью Язида по отношению к Имаму Хусейну, восстаёт, проявив тем самым своё недовольство»[3].
Для подавления народных волнений, Язид отправляет в Медину отряд под командованием мерзкого человека, по имени - Муслим ибн Укба. Три дня город находился в полном распоряжении сирийских войск. Они безжалостно грабили, преследовали восставших. Были совершены массовые убийства, число убитых достигло до 10 тысяч[4].
В 64 г. л. хиджры, после смерти халифа Язида, его сын Муавия унаследовал престол. Но спустя немного времени (40 дней или 3 месяца), он подаёт в отставку[5]. Когда умер Язид, Абдалла ибн Зубейр, который долго стремился к халифату, поднял восстание в Мекке. Насколько известно, ему присягнуло население Хиджаза, Йемена, Ирака и Хорасана. В это же время Марвану ибн Хакаму удаётся захватить власть в Сирии. Вслед за этим, он начинает борьбу против Абдаллы ибн Зубейра. Вскоре Ибн Хакам смог подчинить себе Сирию и Египет. Однако правил он недолго и после его смерти халифат принимает его сын (Абд аль-Малик)[6].
Абд аль-Малик пришёл к правлению в 65 г. л. хиджры. Укрепив своё положение в Сирии и Египте, он осадил в Мекке Абдалла ибн Зубейра и, схватив, убил его. Это произошло в 73 году по мусульманскому летоисчислению[7]. Абд аль-Малик был человеком невероятно беспощадным и алчным. Однажды он поделился с Саид ибн Мусайбом, сказав: «Знаешь, я стал таким, что меня не радует совершение благодеяний и не тяжко от совершения преступлений». Тот ответил: «Это явные признаки того, что твоё сердце мертво». Со смертью Абдаллы ибн Зубейра, Абд аль-Малик объявил, что велит казнить любого, кто посмеет ему указывать или призывать к благочестию и богобоязненности[8]. Одно из преступных дел Абд аль-Малика – назначение уполномоченным Куфы и Басры, Хаджадж ибн Сакафи. Ибо Хаджадж, представлял из себя самую жестокую и самую гнусную фигуру в государстве Омейядов. Не проявляя ни капли жалости, он преследовал и подвергал пыткам людей, в особенности последователей Имама Али (да будет мир с ним!). За время своего господства, Хаджадж уничтожил около 120 тысяч человек[9].
Кроме всего прочего, Абд аль-Малик строго следил за Имамом Саджадом. Он преследовал цель найти в поведении или поступках его светлости повод, для жестокого обращения и унижения его светлости.
Как-то раз, Имам освободил некую рабыню и женился на ней. Весть об этом дошла до ведома Абд аль-Малика. Этого хватило ему, чтобы адресовать его светлости оскорбительное письмо следующего содержания:
«Я получил известие о том, что ты взял в жены невольницу, освобождённую тобой же. Но я одного не понимаю, ведь среди племени Курайш так много женщин, при помощи которых, ты смог бы приобрести славу и почёт. К тому же, ты мог иметь от неё достойных наследников. Этим необдуманным шагом ты не принял во внимание ни своего положения, ни будущего своих детей».
В ответ Имам Саджад написал: «Я получил твоё письмо. Ты упрекаешь меня в том, что я женился на рабыне, освобождённой мною и предполагаешь, что среди курайшитских женщин есть такие, женитьба с которыми стала бы причиной моего величия, а также, я получил бы от них соответствующих наследников? Так знай, никто не способен сравниться с Пророком (да благославит Аллах его и род его!) в благородстве и великодушии (т. е. мы из рода пророческого; и нет более предпочтительного семейства, родство с которым приносит знатность и достоинство). Тому, кто благочестив в религии Божьей, ничто не грозит (его авторитету). Ислам – религия, при помощи которой Всевышний устранил бедность и нищету (Несмотря на нужду и зависимость, человек ставший мусульманином приобретает величие. И не стоит стыдиться брака с ним)…»[10]. Желая оскорбить и унизить Имама, а также, вызвать в народе страх и приостановить любого рода деятельность, халиф вызывает его светлость в Сирию, а затем вновь отсылает в Медину[11]. В 86 году по хиджре Абд аль-Малик умирает. На престол восседает его сын Валид, ничем неотличавшийся от отца в жестокосердечии и несправедливости. Джамал ад-Дин Суюти, пишет о нём в своей книге так: «Валид был человеком беспощадным и очень деспотичным»[12]. В своей первой, произнесённой речи, он, предупреждая всех, сказал: «Мы убьём всякого, кто посмеет противостоять нам. А если, кто-нибудь пожелает сохранить молчание, пусть знает, боль молчания убьёт его»[13]. Валид, как и другие правители, страшился известности и всеобщего уважения Имама Саджада. Ему было ненавистно видеть глубокие знания и душевные качества его светлости. Он боялся того, что если народ объединит свои силы с Имамом, то это будет представлять для его режима немалую опасность. Исходя из этого, Валид не мог терпеть присутствия его светлости среди мусульман и в результате тайного заговора, Имам Саджад был отравлен[14].
Четвёртый Имам Зейн аль-Абидин жил в крайне тяжёлое время. В связи с тем, что его имамат сопровождался с различными кризисами и волнениями, царившими в обществе, и то, что он находился под постоянным давлением господствовавших в то время жестоких и низких правителей, и наконец из-за отсутствия преданных и самоотверженных соратников, становится ясно, что Имам не имел иного пути, кроме тайного сопротивления и воспитания лучших учеников, для распространения научных и нравственных идей. В один из дней, на пути в Мекку, некий мужчина выражая протест, сказал его светлости: - Ты оставил борьбу и джихад в стороне, и вместо этого едешь совершить паломничество, т. к. дело это несложное!?
- Будь у меня достаточно верных сторонников, я предпочёл бы джихад на пути Аллаха, - ответил Имам[15].
Абу Амр Нахади рассказывает, что Имам Саджад говорил: «По всей Мекке и Медине, у нас не имеется даже двенадцати истинных и настоящих приверженцев»[16].
[1] «Масари аш-шиа» Шейх Муфид, стр. 34, изд. 1315 г. л. хиджры.
[2] «Усул Кафи», т. 1, стр. 467, изд. Ахунди (По преданию, мать четвёртого Имама была дочерью последнего шаха иранской династии Сасанидов Яздгерда третьего (прим. пер.).
[3] «Камил» Ибн Асир, т. 4, стр. 103.
[4] «Аль-Бидая ва ан-Нахая» ибн Касир. т. 8, стр. 221, изд. первое.
[5] «Камил» Ибн Асир, т. 4, стр. 130.
[6] «Тарих аль-Хулафа» Суюти, стр. 212, изд. 1383г.
[7] «Камил» Ибн Асир, т. 4, См. со стр. 348.
[8] Там же, стр. 521 – 522.
[9] «Камил» Ибн Асир, т. 4, стр. 587.
[10] «Кафи», т. 5, стр. 344.
[11] «Тазкират аль-Хавас», стр. 183.
[12] «Тарих аль-Хулафа», стр. 223.
[13] «Тарих Табари», т. 8, стр. 1178, изд. Лондона.
[14] «Манакиб» Ибн Шахр Ашуб, т.3, стр. 311, изд. Наджафа.
[15] «Ихтиджадж» Табарси, стр. 181, изд. Наджафа 1350 года лунной хиджры.
[16] Толкование «Нахдж аль-Балаге» Ибн Абил Хадида, т. 4, стр. 104, изд. в 20 томах.
|