Руми ярко рассказывает о событии Ашура в двух местах: в "Маснави" и "Диване Шамс". На событие Ашура Руми смотрит с восторженной любовью поклонника. В "Маснави" он приводит рассказ о том, как прибывший в день Ашура в город Халаб (в нынешней Сирии) чужестранец видит как люди соблюдают траур. В ответ на вопрос, почему они в трауре, он слышит: "Разве ты не знаешь? Мы скорбим по человеку, чья ценность выше всех". Затем они рассказывают ему о том, что произошло в пустыне Кербеле. Иностранец спрашивает: "Разве это случилось недавно?". В ответ ему говорят, что нет, это событие произошло 7 веков назад. Тот думает, что людям только что сообщили об этом и отмечает, что им лучше оплакивать свою неинформированность. В этом рассказе Руми обращает внимание читателей на истинные цели восстания третьего имама и предостерегает их от беспечности и незнания фактов. Затем он предлагает свое разъяснение событий Ашуры. По мнению Мевлеви, на это событие можно смотреть с разных точек зрения, так как рассказ о жестокостях и беспощадности группы угнетателей, чьи деяния сжимают сердце каждого свободолюбивого и честного человека, - это лишь один из аспектов важного события Ашура. Душа султана вызволилась из тюрьмы Почему мы разрываем ворота и траур соблюдаем Он был царем веры, душа его парила, Когда пришло время избавляться от оков, И к Господу своему умчаться.
По мнению Руми, мученическая гибель этого великого имама – это трагический аспект события Ашура. С другой стороны, на самом деле его душа освободилась от земных оков. С точки зрения Мевлеви, в этом событии нужно обратить внимание и на освобождение от клетки, т.е. мирского тела и полет души султана из тюрьмы. Руми смотрел на событие, питая искреннюю любовь к имаму Хусейну (Да будет мир с ним!), а ненависть к Язиду. Рассказывая о событии в Кербеле, он не только протестует против жестокости и беспощадности притеснителей, но и старается на основе своего мистического опыта и мышления описать другой, более красивый аспект мученической смерти его светлости Хусейна и его верных соратников (мир им!). Важнейший урок всего "Маснави" заключается в эстетическом мировоззрении. Иногда человек из-за трагичности того или иного события настолько восхищается его печальными аспектами, что забывает об остальных аспектах. Руми был влюбленным человеком. Любовь он не только знал, но сам испытал и вкусил, и вся его школа заключается в любви. Руми научился как жить с любовью, как смотреть на мир с любовью, как анализировать происходящее с любовью и как придавать любовь в помощь разуму с тем, чтобы устранять его недостатки. Именно поэтому когда Руми смотрит на событие в Кербеле, оценивает его как прекрасный самоотверженный процесс, который опьяняет его. К гнету угнетателей он питает ненависть, а к самоотверженности имама Хусейна (мир ему!) – искреннюю любовь.
В понимании Руми, такое событие, полное злости и безжалостности, имеет и другой облик, полный настоящего самопожертвования, любви и принесения в жертву всего, что имеешь. С точки зрения Мевлеви, самоотверженность – это прекраснейшее, что может произойти в мире, и чем глубже она будет, тем она красивее. На событие Ашура и мученическую гибель имама Хусейна (Да будет мир с ним!) Руми смотрит как на настоящее самопожертвование, являющееся символом чистой красоты. Руми размышлял о тех мотивах, которые заставили этого великого человека отказаться от всего мирского. Это, конечно, не легко. Для того, чтобы отказаться от всего мирского, нужно достичь наивысшей ступени в любви. Где вы, павшие смертью на пути Аллаха, Претерпевшие беды в пустыне Кербелы? Где вы, влюбленные, летавшие выше птиц? Где вы, отказавшиеся от жизни и благ мирских? Разве можно спросить, где разум? Где вы, вывободившиеся из тюрьмы? По мнению Руми, самопожертвование – это важнейший признак любви. Имам Хусейн (Да будет мир с ним!) своим восстанием отказался не только от жизни, но и от всего мирского. Мученической смертью он пал не один, а тысячу раз. С мученической смертью каждого своего соратника он тысячу раз вознесся на небо. А в понимании такого человека, как Руми событие Ашура означает легкий полет влюбленных мужчин, желавших освободиться от клетки тела. На самом деле они обнаружили исключительную возможность выразить свою искреннюю и исключительную любовь к Создателю. Руми научился у Хусейна ибн Али (Да будет мир с ним!) доблестно и с любовью встретить смерть.
|