Вторник, 26.09.2017, 17:39Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Разделы новостей

Календарь новостей

«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Логин:
Пароль:

Поиск

Друзья сайта


Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 222

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Март » 29 » Христианские и мусульманские демократы идут по схожему пути
Христианские и мусульманские демократы идут по схожему пути
16:29


Ясный образец умеренно религиозной политической силы, приверженной демократическим правилам игры, – христианские демократические партии Западной Европы и в меньшей степени Латинской Америки. Но все же оппоненты идеи «мусульманской демократии» спорят, что европейские католики стали демократами только по приказу Ватикана, и поскольку у мусульман нет ничего похожего на церковную иерархию, христианские демократы – неудачный пример.

Но история показывает, что политики и либеральные католические интеллектуалы внесли огромный вклад в создание христианской демократии. Это предполагает, что исламские реформаторы при удачных обстоятельствах могли бы создать свою, мусульманскую, демократию.

Христианские демократические партии возникли в Бельгии и Германии ближе к концу XIX века с упором на социальную базу католиков. Ватикан первоначально относился к ним с долей подозрения, считая участие этих партий в выборах и парламентской борьбе признаками «модернизма».

Настоящий прорыв начался с основанием Народной партии Италии в 1919 г. Ее лидер, Дон Луиджи Стурцо, хотел, чтобы она апеллировала к tutti i liberi e forti – всем свободным и сильным людям.

Ватикан, запрещавший итальянским католикам участвовать в политической жизни новой Италии почти 60 лет, снял свой запрет. Однако вскоре Муссолини запретил Народную партию. У Ватикана были весьма натянутые с ней отношения, и ему было удобнее поддерживать прокатолические авторитарные режимы в различных европейских странах.

В то время как между Мировыми войнами христианская демократия канула в Лету, в мышлении католиков начались важные изменения. В частности, французский христианский мыслитель Жак Маритэн стал приводить аргументы в пользу того, почему верующим следует принять и использовать демократию и права человека.

Во время 20-х гг. Маритэн был близок к ультра-правой партии французских монархистов «Action Française». Но Папа Римский осудил движение в 1926 г., назвав ее группой секуляристов, более заинтересованных в авторитарном национализме, чем в Христианстве. Маритэн согласился с вердиктом понтифика и начал идеологический переход к секулярной демократии.

Он высказал критику попыткам Франции стать новым оплотом Католицизма. Но что более важно, мыслитель стал переосмыслять некоторые из идей Аристотеля и доктрины средневекового естественного права в целях оригинальным путем выйти на концепцию прав человека.

Также он много заимствовал из персонализма, которая была особенно модной в 30-ее гг. XX века. Эта философская школа пыталась найти золотую середину между индивидуалистским либерализмом и социализмом.

После падения Франции под натиском нацизма Маритэн решил остаться в США. Гестапо провело обыск в его доме в Париже.

За океаном он стал автором памфлетов на тему восстановления мира между Христианством и демократией. Маритэн не уставал подчеркивать, что его вдохновило «христианское происхождение цветущей американской демократии».

Также Маритэн утверждал, что христиане, не забывая о религиозных заповедях, должны, в первую очередь, действовать как граждане. Принятие плюрализма и терпимости было центральным в его видении и противостояло переносу религии в политическую жизнь. В этой связи он довольно скептически относился к чисто христианским партиям.

Маритэн участвовал в написании Декларации о правах человека ООН, и Второй Ватиканский собор, в конце концов, одобрил многие из идей, которые он предлагал с 30-х гг.

Мыслитель также оказал влияние на христианские демократические партии, которые были у власти после 1945 г. в Западной Германии, Италии и странах Бенелюкса, и, в меньшей степени, во Франции. Они сумели построить материально благополучные государства, применяя принципы католической социальной доктрины.

Подчеркивая семейные ценности и традиционную мораль, они постепенно потеряли стойкий запах ладана, который накрепко пристал к христианским демократическим партиям в начале века. К 70-м гг. они даже начали утверждать, что необязательно быть верующим, чтобы к ним присоединиться.

Пример Маритэна опровергает утверждение о том, что аналогия между христианской и мусульманской демократией неудачна. Не Ватикан возглавил создание христианской демократии – это были передовые философы вроде Маритэна (который никогда не служил в церковной иерархии, хотя и был некоторое время послом Франции в Ватикане) и политики вроде Стурцо (который был простым сицилийским священником).

Разумеется, мусульманская демократия не будет создана одними только интеллектуалами. В конце концов, успех христианской демократии также объясняется его сильной антикоммунистической позицией во время Холодной войны, а в Италии также выгодами от распространившейся коррупции.

Тем не менее, некая сила, которая делает демократию привлекательной для верующих и убеждает атеистов и секуляристов всех мастей в том, что религиозно мотивированные люди принимают плюрализм, – должна была возникнуть. Некоторые из философских теорий, использованных при переходе европейских католиков к демократии, были довольно расплывчатыми, хотя, возможно, именно это и заставило собрать воедино так много верующих. Но все же – идеи имеют значение.

Поэтому разработка теории Ислама в современном мире осознанно умеренными и демократичными мусульманскими интеллектуалами крайне важна.

Категория: Общество | Просмотров: 787 | Добавил: xayal
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разработка сайта Xayal Muazzin © 2017| Бесплатный хостинг uCoz